Доступная среда

Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)

Специально оборудованные учебные кабинеты

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - лица, имеющие подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией недостатки в физическом и (или )психическом развитии, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

В соответствии с п.28 ст.2 "Федерального закона "Об образовании в Российиской Федерации" №273-ФЗ адаптированная образовательная программа - это образовательная программа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Важнейшим составляющим условий для лиц с ОВЗ является следующее:

-учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации педагогического процесса, в применении методов и средств обучения, приводящих к компенсации и коррекции;

-создание адекватной среды жизнедеятельности как в условиях  группы, так и вне её.

В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №17» города Смоленска осуществляется образование детей - с ОВЗ в условиях общеобразовательных групп, предусматривающее создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.​

Особые образовательные потребности, условия и особенности работы с  обучающимися с ОВЗ отражены в адаптированных образовательных программах. Использование специальных технических средств  - не требуется.

Инклюзивное образование:

Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - требования нынешнего дня. Это закономерный этап развития системы образования таких детей. Каждый ребенок с ОВЗ должен иметь возможность реализовать свое право на получе­ние образования в любом типе образовательного учреждения и получать при этом необходимую ему специализированную помощь.

Интегрированное образование предполагает, что ребенок с ОВЗ овладевает знаниями в рамках общеобразовательного стандарта в те же сроки, что и нор­мально развивающиеся дети. Такой подход возможен применительно к детям, уровень психофизического развития которых соответствует возрасту или близок к нему. Организация интегрированного образования, инклюзии наиболее перспективна в период дошкольного детства.

Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к  недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

1. Принцип развития  - взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.

2. Принцип природособразности воспитания  - соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.

3. Принцип психологической комфортности  - создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".

4. Принцип взаимодействия  - установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.

5. Принцип доверительного сотрудничества  - отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.

6. Принцип обучения деятельности  - обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.

7. Принцип здоровьесберегающий  - забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ

  • Создание соответствующего образовательного пространства
  • Создание программно-методического обеспечения
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды
  • Создание дидактического обеспечения
  • Образовательное пространство для детей с ОВЗ
  • Безопасная среда жизнедеятельности
  • Функциональные помещения для обеспечения коррекции (кабинеты врача, учителя- логопеда, педагога- психолога)
  • Взаимодействие с окружающим социумом (детская поликлиника, ПМПК, соцзащита, социокультурное пространство)
  • Программно-методическое обеспечение для инклюзивного ребенка
  • Основная образовательная программа (адаптированная образовательная программа)
  • Протокол ПМПК
  • Индивидуальный коррекционно- развивающий маршрут
  • Индивидуальная коррекционно- развивающая программа
  • Система индивидуальной работы в календарном плане

Предметно-пространственная развивающая среда для инклюзивного образования:

  • Обязательная зона коррекции;
  • Уголок уединения;
  • Индивидуальное авторское пространство ребенка;
  • Развивающая среда с учетом «зоны ближайшего развития».

Дидактическое обеспечение:

  • Для коррекции имеющихся отклонений в развитии;
  • Для коррекции освоения содержания образовательной программы;
  • Для коррекции поведения или социальных компетенций;

Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ОВЗ

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе эмоционального благополучия)
  • Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала
  • Формирование общей культуры воспитанников.

Объекты для проведения практических занятий

Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ

  • Создание соответствующего образовательного пространства
  • Создание программно-методического обеспечения
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды
  • Создание дидактического обеспечения
  • Образовательное пространство для детей с ОВЗ
  • Безопасная среда жизнедеятельности
  • Функциональные помещения для обеспечения коррекции (кабинеты врача, учителя- логопеда,  кабинет педагога- психолога)
  • Взаимодействие с окружающим социумом (детская поликлиника, ПМПК, соцзащита, социокультурное пространство)
  • Программно-методическое обеспечение для инклюзивного ребенка
  • Основная образовательная программа (адаптированная образовательная программа)
  • Протокол ПМПК
  • Индивидуальный коррекционно- развивающий маршрут
  • Индивидуальная коррекционно- развивающая программа
  • Система индивидуальной работы в календарном плане

Предметно-пространственная развивающая среда для инклюзивного образования:

  • Обязательная зона коррекции;
  • Уголок уединения;
  • Индивидуальное авторское пространство ребенка;
  • Развивающая среда с учетом «зоны ближайшего развития».

Дидактическое обеспечение:

  • Для коррекции имеющихся отклонений в развитии
  • Для коррекции освоения содержания образовательной программы
  • Для коррекции поведения или социальных компетенций

1 – кабинет учителя-логопеда;

2  – «центр экспериментирования» (детская лаборатория);

3 – участки групп;

4 - огород с клумбами и грядками;

5 - прогулочная площадка.

Библиотека

В каждой возрастной группе организован уголок книги, который пригоден для использования детьми инвалидами и лицами с ОВЗ.

Спортивные объекты

На территории детского сада оборудована спортивная площадка, элементы которой также могут быть использованы детьми с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести.

Средства обучения и воспитания

Кабинет учителя-логопеди и педагога-психолога.

Кабинеты оборудованы необходимыми методическими материалами и специальным оборудованием для работы с детьми с ОВЗ.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Конструктивные особенности здания МБДОУ «Детский сад № 17" не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.

Специальные условия питания

МБДОУ "Детский сад № 17" осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В учреждении организовано сбалансированное пятиразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню.

 Создание отдельного меню для детей с ОВЗ не практикуется.

Специальные условия охраны здоровья

Медицинское обслуживание детей, в т.ч. детей с ОВЗ небольшой и средней тяжести в детском саду осуществляет врач-педиатр, старшая медицинская сестра, медицинская сестра.

Доступ к информационным системам

Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.

Электронные образовательные ресурсы

Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют.

Специальные технические средства обучения

Специальные технические средства в МБДОУ "Детский сад №17" отсутствуют.

Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернат на балансе МБДОУ «Детский сад №17» отсутствуют.

Жилые помещения в общежитии, интернате

Жилых помещений в общежитии, интернате при МБДОУ «Детский сад №17» не предусмотрено.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie