Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - лица, имеющие подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией недостатки в физическом и (или )психическом развитии, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.
В соответствии с п.28 ст.2 "Федерального закона "Об образовании в Российиской Федерации" №273-ФЗ адаптированная образовательная программа - это образовательная программа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Важнейшим составляющим условий для лиц с ОВЗ является следующее:
-учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации педагогического процесса, в применении методов и средств обучения, приводящих к компенсации и коррекции;
-создание адекватной среды жизнедеятельности как в условиях группы, так и вне её.
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №17» города Смоленска осуществляется образование детей - с ОВЗ в условиях общеобразовательных групп, предусматривающее создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Особые образовательные потребности, условия и особенности работы с обучающимися с ОВЗ отражены в адаптированных образовательных программах. Использование специальных технических средств - не требуется.
Инклюзивное образование:
Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - требования нынешнего дня. Это закономерный этап развития системы образования таких детей. Каждый ребенок с ОВЗ должен иметь возможность реализовать свое право на получение образования в любом типе образовательного учреждения и получать при этом необходимую ему специализированную помощь.
Интегрированное образование предполагает, что ребенок с ОВЗ овладевает знаниями в рамках общеобразовательного стандарта в те же сроки, что и нормально развивающиеся дети. Такой подход возможен применительно к детям, уровень психофизического развития которых соответствует возрасту или близок к нему. Организация интегрированного образования, инклюзии наиболее перспективна в период дошкольного детства.
Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
1. Принцип развития - взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип природособразности воспитания - соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности - создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
4. Принцип взаимодействия - установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества - отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6. Принцип обучения деятельности - обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип здоровьесберегающий - забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ
- Создание соответствующего образовательного пространства
- Создание программно-методического обеспечения
- Создание развивающей предметно-пространственной среды
- Создание дидактического обеспечения
- Образовательное пространство для детей с ОВЗ
- Безопасная среда жизнедеятельности
- Функциональные помещения для обеспечения коррекции (кабинеты врача, учителя- логопеда, педагога- психолога)
- Взаимодействие с окружающим социумом (детская поликлиника, ПМПК, соцзащита, социокультурное пространство)
- Программно-методическое обеспечение для инклюзивного ребенка
- Основная образовательная программа (адаптированная образовательная программа)
- Протокол ПМПК
- Индивидуальный коррекционно- развивающий маршрут
- Индивидуальная коррекционно- развивающая программа
- Система индивидуальной работы в календарном плане
Предметно-пространственная развивающая среда для инклюзивного образования:
- Обязательная зона коррекции;
- Уголок уединения;
- Индивидуальное авторское пространство ребенка;
- Развивающая среда с учетом «зоны ближайшего развития».
Дидактическое обеспечение:
- Для коррекции имеющихся отклонений в развитии;
- Для коррекции освоения содержания образовательной программы;
- Для коррекции поведения или социальных компетенций;
Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ОВЗ
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе эмоционального благополучия)
- Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала
- Формирование общей культуры воспитанников.
Объекты для проведения практических занятий
Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ
- Создание соответствующего образовательного пространства
- Создание программно-методического обеспечения
- Создание развивающей предметно-пространственной среды
- Создание дидактического обеспечения
- Образовательное пространство для детей с ОВЗ
- Безопасная среда жизнедеятельности
- Функциональные помещения для обеспечения коррекции (кабинеты врача, учителя- логопеда, кабинет педагога- психолога)
- Взаимодействие с окружающим социумом (детская поликлиника, ПМПК, соцзащита, социокультурное пространство)
- Программно-методическое обеспечение для инклюзивного ребенка
- Основная образовательная программа (адаптированная образовательная программа)
- Протокол ПМПК
- Индивидуальный коррекционно- развивающий маршрут
- Индивидуальная коррекционно- развивающая программа
- Система индивидуальной работы в календарном плане
Предметно-пространственная развивающая среда для инклюзивного образования:
- Обязательная зона коррекции;
- Уголок уединения;
- Индивидуальное авторское пространство ребенка;
- Развивающая среда с учетом «зоны ближайшего развития».
Дидактическое обеспечение:
- Для коррекции имеющихся отклонений в развитии
- Для коррекции освоения содержания образовательной программы
- Для коррекции поведения или социальных компетенций
1 – кабинет учителя-логопеда;
2 – «центр экспериментирования» (детская лаборатория);
3 – участки групп;
4 - огород с клумбами и грядками;
5 - прогулочная площадка.
Библиотека
В каждой возрастной группе организован уголок книги, который пригоден для использования детьми инвалидами и лицами с ОВЗ.
Спортивные объекты
На территории детского сада оборудована спортивная площадка, элементы которой также могут быть использованы детьми с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести.
Средства обучения и воспитания
Кабинет учителя-логопеди и педагога-психолога.
Кабинеты оборудованы необходимыми методическими материалами и специальным оборудованием для работы с детьми с ОВЗ.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивные особенности здания МБДОУ «Детский сад № 17" не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
Специальные условия питания
МБДОУ "Детский сад № 17" осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В учреждении организовано сбалансированное пятиразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню.
Создание отдельного меню для детей с ОВЗ не практикуется.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание детей, в т.ч. детей с ОВЗ небольшой и средней тяжести в детском саду осуществляет врач-педиатр, старшая медицинская сестра, медицинская сестра.
Доступ к информационным системам
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Электронные образовательные ресурсы
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют.
Специальные технические средства обучения
Специальные технические средства в МБДОУ "Детский сад №17" отсутствуют.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МБДОУ «Детский сад №17» отсутствуют.